I. Дыхательные упражнения.
Выполняя дыхательные упражнения, особое внимание следует обратить на выработку нижнереберного типа дыхания, скоординированность вдоха и выдоха. При этом нужно добиваться плавного длительного выдоха являющегося основой нормальной фонации. Начинать тренировку лучше всего со статических дыхательных упражнений в положении лежа, а затем стоя и сидя. После того, как тренирующийся усвоит навыки нижнереберного типа дыхания, можно перейти к динамическим дыхательным упражнениям, которые способствуют стабилизации правильного фонационного дыхания. Все упражнения следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении в костюме, не стесняющем движений. Упражнения проводятся в различном темпе. обязательно под счет или метроном.
Упражнение 1. Лечь на спину, положить одну руку под поясницу, а другую для контроля - на верхнюю стенку живота. После спокойного, плавного вдоха через нос мысленно на счет «раз», «два», «три» на 2 с. задержать дыхание, после чего начать медленный выдох в течение 4-5 с., произнося протяжно <<оооххх» или «аааххх>>. Во время вдоха передняя стенка живота приподнимается кверху; а во время выдоха западет, опускается вместе с кистью руки. Упражнение повторяется 4-5 раз. затем отдых 3-5 мин.
Упражнение 2. Встать прямо, плечи развернуты и слегка опущены, спина прямая, низ живота подтянут, держаться следует непринужденно, без напряжения. Сделать вдох через нос имитируя вдыхание запаха цветка, а затем медленный плавны: выдох через рот, как бы произнося звук «а», «согревая» руки теплой струей выдыхаемого воздуха. Стараться постепенно удлинить выдох до 7-9 с. Во время вдоха следует обращать внимание, чтобы плечи не приподнимались и верхняя часть грудной клетки не выпячивалась вперед. Расширение грудной клетки должно быть преимущественно в нижних ее отделах, при этом передняя стенка живота несколько смещается вперед. Для лучшего самоконтроля дыхательные движения следует выполнять стоя перед большим зеркалом. Упражнение повторяется 4-5 раз.
Упражнение З. Выполняется также, как и предыдущее. Отличие в выдохе, который осуществляется сквозь сомкнутые зубы со звуком «сссссс» или «шшшшшш» Упражнение повторяется 4-5 раз. затем пауза.
Упражнение 4. Сделать вдох через одну ноздрю, закрыв другую, на счет «раз», «два>>, затем после задержки дыхания в течение 2-3 с., перейти к выдоху через другую ноздрю в течение 7-10 с. Как и предыдущие упражнения оно повторяется.
Упражнение 5. Сделать КОРОТКИЙ вдох через нос, с напряжением поднять голову вверх, задержать дыхание на счет <<два», «четыре>>. На выдохе наклонить голову вниз, как бы здороваясь, расслабив мышцы шеи. Выдох осуществляется сквозь узкую щель между зубами верхней и нижней челюсти со звуком «ссссссс>> или «шшшшшш».
Упражнение 6. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: на два шага - вдох, на два шага - выдох. Постепенно удлинять выдох - на 456,8, 10-й шаг. Упражнение повторяется несколько раз.
Упражнение 7. Исходное положение - руки в замке за головой. Вдохнуть, прогнуться; выдохнуть, медленно наклоняясь вперед в течение 5 -7 с. На выдохе произносить: «а», «о», «у», «э», «и».
Упражнение 8. Вдохнуть через нос, после паузы начать счет, распределяя выдыхаемый воздух на пять единиц, четко выговаривая каждое слово. Добрать воздух, продолжить счет, распределив выдыхаемый воздух для произнесения шести единиц; добрать воздух, считать до семи и т.д. до десяти.
Упражнение 9. Для тренировки дыхания на текстах вначале используются короткие пословицы и скороговорки. Например, «Купи кипу «Купи кипу пуха», «Добыл бобов бобыль>>, «От топота копыт пыль по полю летит» и др. Перед произнесением каждой фразы сделать вдох.
II. Артикуляционные упражнения.
Все артикуляционные упражнения. как и многие дыхательные, необходимо выполнять перед зеркалом, следя за тем, чтобы в выполнении упражнения принимали участие только органы речевого аппарата, а мимические мышцы лица, нос, лоб, глаза оставались неподвижными. Каждое движение делать медленно, плавно. под счет (можно пользоваться метрономом). не допуская резких и быстрых переходов. Каждое упражнение выполнять по 4 - 5 раз. Занятия должны быть ежедневными и систематическими в течение нескольких месяцев продолжительностью по 4 5 мин.
Упражнение 1. Медленно на счет <<раз» опустить нижнюю челюсть на расстояние двух пальцев, при этом язык свободно лежит в ротовой полости, кончик у нижних резцов, губы округлены. Удерживать позу на счет «раз», «два», «четыре», «пять», а затем закрыть рот. Упражнение 2. На счет «раз» нижняя челюсть медленно опускается вниз, на счет «два» челюсть двигается вправо, на счет «три» зафиксировать челюсть, на счет челюсть движется влево, на счет «пять» удерживается в левом положении, на счет движение челюсти вновь вправо и т.д.
Упражнение З. На счет «раз» челюсть опускается вниз. на счет <<два», «три», «четыре» челюсть выдвигается вперед, на счет «пять», «шесть», «семь» возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется медленно и плавно, без резких переходов. Упражнение 4. Рот сомкнут, зубы сомкнуты. На счет «раз» губы растягиваются в стороны, обнажая верхние и нижние зубы, как при произнесении звука «и». Поза удерживается на счет «два», «три», а затем на счет «четыре>> губы собираются трубочкой и вытягиваются вперед, как при «у». На счет «семь» вновь растянуть губы в стороны.
III. Голосовые упражнения.
Приступая к работе над голосом, нужно добиться свободного, собранного звучания, выработать его выносливость и гибкость Голосовую тренировку нужно проводить на звуках постоянно меняющейся высоты и разной силы. Такая работа утомляет голосовой аппарат гораздо меньше, чем проводимая монотонно и монодинамично. Время голосовой тренировки следует увеличивать постепенно от 2 до 20 мин. После каждого упражнения следует делать паузу в течение 2 мин.
Упражнение 1. Задача состоит в том, чтобы добиться правильного посыла (направления) звука. Сделав короткий вдох, необходимо коротко, как бы с вопросом произнести звук «м». Губы при этом сомкнуты, выдыхаемая струя вызывает ощущение вибрации передней части лица. Это упражнение можно делать со звуком. Для правильного использования верхних резонаторов в процессе голосообразования можно рекомендовать протяжное произнесение согласных или «н» в словах: «домммм» или «бимммм», «бомммм». «бамммм», «донннн». «динннн», «бонннн» «бинннн» и т.д. Этим приемом облегчается направление звука в так называемую маску или в область резонирующих полостей. В дальнейшем обучающиеся могут напевать мелодию колыбельной песни, используя звуки или «н».
Упражнение 2. Рот закрыт, губы неплотно сомкнуты. Сделать короткий вдох через нос, а затем медленно, нараспев произнести звук добиваясь правильного посыла звука (в позицию резонатора). Ощущаются легкое щекотание на губах, вибрация в передней части лица. Стремиться к произнесению звука без изменения силы голоса и высоты звучания. Затем повторить упражнение, начав фонацию более высоким звуком, сохраняя при этом постоянной силу звучания.
Упражнение 3. Рот закрыт, губы неплотно сомкнуты. Продолжительно фонировать звук «м», одновременно постукивая по крыльям носа, вызывая дополнительную вибрацию. Звук произносить распевно и протяжно. Во время упражнения делать небольшие паузы, прекращая постукивание по крыльям носа. Во время пауз ощутить легкость и свободность звучания.
Упражнение 4. Вдохнуть через нос и последовательно на одном выдохе произнести нараспев: «мммааммм», «мммооммм», «мммууммм», затем те же слоги произвести коротко и отрывисто.
Упражнение 5. Сделать зевок с закрытым ртом, зафиксировать гортань в нижнем положении. Руку положить на грудь и произнести звук «у» или «о». Почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если нет соответствующих ощущений, то необходимо искусственно вызвать вибрацию легким постукиванием в области грудины. Следить за ровным непрерывным звучанием.
Упражнение 6. Руку для контроля положить на грудь наклоняясь вперед вниз, произносить гласные «о» или «у» длительно протяжно. Затем при наклоне нараспев пчоиз}-- сить слова: «окно», «около», «околоток» а потом фразу «Около кола колокола».
Упражнение 7. Упражнение «Эхо». Текст произносится нараспев, при этом каждая строчка понижается, а затем повышается по полутонам. Перед каждой строкой делается вдох. Материалом для такой работы могут служить стихотворения.
Упражнение 8. Постепенное повышение и понижение силы и высоты голоса на каждой стихотворной строчке.