Одно из наиболее эффективных методик по развитию памяти - это разучивание стихов с использованием мнемотехники.
Мнемотехника помогает маленьким детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление;
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:
- Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
- Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
- Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.
При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:
- Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
- Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
- Составление рассказа по картинкам;
- Запоминание рассказа или стиха.
Пример мнемотаблицы: