Это интересноАртикуляционная гимнастика для развития речи
Артикуляционная гимнастика для развития речи
Артикуляционная гимнастика — логопедическая разминка – логозарядка — комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь чёткой, ребёнок не должен испытывать принуждение.
1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывёт. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребёнка не закружилась голова.
4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребёнком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).
Работа над звуком «р»
После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.
1. «Чьи зубки лучше блестят»:
раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам, наподобие чистки;
показать чистые зубы в улыбке.
Важно! На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
2. «Мы покрасим дом»:
растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
делать языком движения назад-вперёд, как кисточку маляра, который красит дом.
Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.
3. «Кто дальше бросит мяч»:
растянуть губы в улыбке;
высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить звук «ф» так долго, чтобы получилось передуть ватку на противоположный край стола.
Важно! Не надувать щёки, контролировать чтобы ребёнок произносил звук «ф».
4. «Вкусное повидло».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребёнка капельку мёда или повидла.
Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.
5. «Птица»:
раскрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу и двигать им по губе назад и вперёд;
одновременно, не отрывая язык от губ, выполнить поглаживающие движения;
делать упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и произносить бл-бл-бл, как голубь.
Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.
6. «Музыканты»:
открыть рот в улыбке, побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
упражнение напоминает барабанную дробь, скорость с каждым разом увеличивать.
Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесённый ко рту листок бумаги отклоняется.
Комплекс логопедических упражнений для улучшения качества речи
Постановка звука «ц»
Наиболее эффективны 2 методики работы над произношением звука «ц».
1. Игровая форма:
поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ссс; На крыше спит котик т-ссс. Не буди его, а то он съест мышек т-ссс. Всё вокруг тихо т-ссс. Мышки не шумите т-ссс;
поезд останавливается т-ссс. Не шумите пассажиры т-ссс. Не торопитесь выйти т-ссс. Не разговаривайте так громко т-ссс.
2. От поставленных звуков.
Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук «ц». Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука. Объясните ребёнку, что струя воздуха должна быть одна. Повторяйте упражнение, пока ребёнок не устанет.
Для звука «л»
«Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
«Чистый язычок». Прижать язык между зубами, будто пытаетесь чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
«Поиграем с лошадкой» (звук от цокота копыт). Весёлая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок. Побегать с ребёнком, изображая лошадку.
«Язычок поёт». Немного прикусив язык, пропеть лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три подхода.
При заикании
При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.
1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
2. «Весёлые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочерёдно, затем соедините. Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма. При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.
Артикуляционная гимнастика для развития речи
Артикуляционная гимнастика — логопедическая разминка – логозарядка — комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь чёткой, ребёнок не должен испытывать принуждение.
1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывёт. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребёнка не закружилась голова.
4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребёнком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).
Работа над звуком «р»
После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.
1. «Чьи зубки лучше блестят»:
раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам, наподобие чистки;
показать чистые зубы в улыбке.
Важно! На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
2. «Мы покрасим дом»:
растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
делать языком движения назад-вперёд, как кисточку маляра, который красит дом.
Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.
3. «Кто дальше бросит мяч»:
растянуть губы в улыбке;
высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить звук «ф» так долго, чтобы получилось передуть ватку на противоположный край стола.
Важно! Не надувать щёки, контролировать чтобы ребёнок произносил звук «ф».
4. «Вкусное повидло».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребёнка капельку мёда или повидла.
Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.
5. «Птица»:
раскрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу и двигать им по губе назад и вперёд;
одновременно, не отрывая язык от губ, выполнить поглаживающие движения;
делать упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и произносить бл-бл-бл, как голубь.
Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.
6. «Музыканты»:
открыть рот в улыбке, побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
упражнение напоминает барабанную дробь, скорость с каждым разом увеличивать.
Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесённый ко рту листок бумаги отклоняется.
Комплекс логопедических упражнений для улучшения качества речи
Постановка звука «ц»
Наиболее эффективны 2 методики работы над произношением звука «ц».
1. Игровая форма:
поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ссс; На крыше спит котик т-ссс. Не буди его, а то он съест мышек т-ссс. Всё вокруг тихо т-ссс. Мышки не шумите т-ссс;
поезд останавливается т-ссс. Не шумите пассажиры т-ссс. Не торопитесь выйти т-ссс. Не разговаривайте так громко т-ссс.
2. От поставленных звуков.
Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук «ц». Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука. Объясните ребёнку, что струя воздуха должна быть одна. Повторяйте упражнение, пока ребёнок не устанет.
Для звука «л»
«Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
«Чистый язычок». Прижать язык между зубами, будто пытаетесь чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
«Поиграем с лошадкой» (звук от цокота копыт). Весёлая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок. Побегать с ребёнком, изображая лошадку.
«Язычок поёт». Немного прикусив язык, пропеть лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три подхода.
При заикании
При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.
1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
2. «Весёлые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочерёдно, затем соедините. Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма. При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.
Актуальные статьи
Все статьи
Статьи за