Реутов, ул. Ленина 1А, ТЦ Карат, 4 этаж, кабинет 442 +79263658408

Заикание

Заикание

Заикание

Заикание — одно из самых распространённых расстройств детской речи. На планете этим страдает каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего оно возникает в возрасте 3-5 лет, когда малыш усваивает сложно-слоговые слова, расширяет словарный запас, совершенствует фразовую речь.

Каковы причины возникновения заикания?

Знание причин позволяет осознать сущность проявлений заикания, а во многих случаях и предупредить его возникновение.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые причинные факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

— невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);

— невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость);

— конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, её особая подверженность психическим травмам);

— наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно
учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

— поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;

постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

— физическая ослабленность детей;

— возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.
Речевая функция особенно хрупка и ранима. Причем более медленное её созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

— ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер;

— скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребёнком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных
движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

Симптомы и последствия

Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. Иногда дети тянут гласный в начале слова или с трудом “выталкивают” первый звук или слог. Чаще, однако, многократно повторяется первый слог или слово (ма-ма-ма-шина…).

В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Если родители не обратили внимание на это и не приняли мер, полагая, что заикание пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу ребенок будет достаточно фиксирован на речи — появится страх перед речевым общением.

Одноклассники не скупятся на прозвища, учителю не всегда хватает такта и терпения — он не выслушивает до конца, предлагает ответить письменно. Подросток старается определить свое место в мире, все больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников, он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным — и возрастает страх перед речевыми ситуациями, особенно значимыми для него. Meняется мотивация общения, подросток БОЛЕЗНЕННО фиксируется на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию — речевой невроз, или ЛОГОНЕВРОЗ, усугубляемый патологическим страхом речи.

Любое речевое общение — будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой — травмирует подростка, что способствует его школьной и социальной дезадаптации, появлению чувства собственной неполноценности, отсюда раздражительность, вспыльчивость, неуверенность в себе. Эти психологические особенности часто перерастают в стойкие психические состояния. Вот почему так важно своевременно помочь ребёнку и предотвратить развитие речевого расстройства.

Как помочь ребёнку?

Терпение, и ещё раз – терпение. К сожалению, заикание легко не излечивается. Это серьёзный лечебно-педагогический процесс. Некоторые родители надеются на чудо и обращаются к случайным людям, усвоившим несколько простых приемов.

На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Только комплексный курс лечения: логопед, невропатолог, физиотерапевт, логоритмист — после длительной кропотливой работы при активном участии родителей может дать положительный результат.

На основе обобщения опыта многих авторов, опыта как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, можно выделить семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся:

1) охранительный речевой режим;

2) формирование речевого дыхания;

3) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

4) развитие просодической стороны речи;

5) развитие ритмизации и координации движений;

6) регуляция эмоционального состояния;

7) развитие планирующей функции речи.

Несомненно, большую помощь в коррекционной работе оказывают родители. Знание ими причин возникновения, предрасполагающих факторов позволяет понять механизм нарушения, доверительное отношение к специалистам поможет выработать оптимальный курс коррекции и строго придерживаться его в домашних условиях, предупредить рецидивы в возникновении заикания.