Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.
Виды памяти
По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:
Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счёте, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека.
Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).
По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:
Особенности усвоения материала дошкольниками Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:
содержания предложенного — насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подаётся;
процесса обучения — должна быть определенная логика, понятная для сознания ребёнка и легко откладывающаяся в голове надолго;
мотивация — необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
контроль долговременного запоминания — нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.
Методики для развития зрительной памяти
«Фотоаппараты»
Ребёнку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.
«Найди различия»
Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.
«Чего не хватает?»
Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребёнка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.
Развитие памяти у ребёнка
Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.
Виды памяти
По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:
Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счёте, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека.
Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).
По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:
зрительная — запоминание видимых образов;
слуховая — запоминание услышанного; тактильная,
моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.
Особенности усвоения материала дошкольниками Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:
содержания предложенного — насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подаётся;
процесса обучения — должна быть определенная логика, понятная для сознания ребёнка и легко откладывающаяся в голове надолго;
мотивация — необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
контроль долговременного запоминания — нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.
Методики для развития зрительной памяти
«Фотоаппараты»
Ребёнку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.
«Найди различия»
Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.
«Чего не хватает?»
Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребёнка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.
Актуальные статьи
Все статьи
Статьи за