Реутов, ул. Ленина 1А, ТЦ Карат, 4 этаж, кабинет 442 +79263658408

Речевые нарушения

Речевые нарушения

Речевые нарушения

Малыш в два года имеет полное право в своей речи неправильно произносить звуки, и это не причина торопиться к специалисту. Но вот если в этом возрасте он не говорит вообще, это повод задуматься. К этому времени ребёнок уже должен обладать простейшей фразой. Например, говорить: «Мама, дай молока», а не просто указывать пальцем: «Ко!», что является нормой для одного года. В противном случае речь идёт уже о задержке речевого развития, и вмешательство специалиста необходимо!

Следует обратить внимание на речь ребёнка трёх лет. В этом возрасте малыш может говорить неправильно: выпускать звуки, заменяя «р» на «л» или «ш» на «с» (может сказать не «рыба», а «лыба» или «ыба», не «шапка», а «сапка»). Но если при разговоре у него есть характерное пришепетывание, во рту «каша», и звуки просто трудно различить, то можно сказать, что у ребёнка есть серьёзная проблема, которая связана с нарушением центральной нервной системы, и работать с ней нужно не только логопеду, но и неврологу. Причём начать занятия необходимо как можно раньше, иначе к школе исправить этот недостаток просто не успеете.
В три года обязательно необходимо проконсультироваться. Ведь зачастую только специалист может услышать искажение таких, например, звуков, как «с» и «ш». Пока ребенок маленький и объем его речи небольшой, эти изъяны не видны. Но когда он подрастает, увеличиваются речевая нагрузка и словарь малыша, то это проявляется все сильнее, и к пяти годам предстает во всей красе. Однако работать над исправлением этого с возрастом становится все сложнее.

Обратиться к логопеду следует в том случае, если ребёнок произносит все звуки, но при этом не может выразить свои мысли словами. В его речи много запинок, заминок; например, он говорит «пять карандашов», «семь стулов», «много деревий», «у лисы родились лисёнки»; в словах ребёнок переставляет, выпускает или добавляет звуки, слоги (не «стол», а «сотол», не «снеговик», а «сенговик», не «милиционер», а «мицанер»). Все обиходно-бытовые слова он должен говорить правильно.

Заикание — ещё один повод обратиться к специалисту.

Начиная обучение в школе, ребенок может столкнуться с проблемой, которая проявляется в специфических ошибках на письме и при чтении. Например, замена глухих согласных звонкими и наоборот («п — б», «т — д», «с — з»), смешение букв, схожих при написании одинаковыми или подобными элементами (прописные «б — д», «п — т», «и — у» и другие), добавление лишних букв или их пропуски. Зачастую такие проблемы родители относят к невнимательности ребёнка, его торопливости, хотя нередко это может быть серьёзным речевым нарушением, требующим системной коррекционной работы, когда с помощью специально подобранных упражнений, игр специалист помогает исправить ситуацию.

Необходимо сказать, что многих проблем можно избежать, если позаботиться о развитии речи своего малыша ещё во время беременности. Профилактика всегда лучше коррекции уже существующих нарушений. В период приятного ожидания посетите консультацию специалистов по вопросам формирования самой сложной психической функции — речи.

ПРОБЛЕМЫ устной речи детей

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);

7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);

2-3 года: появляются первые предложения;

Таковы этапы развития речи ребёнка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов.

Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».
Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.

Помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
Представьте себе, что речь ребёнка — это глина: пока она сырая — ей легко придать правильную форму.

Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

к концу 1-ого месяца ребёнок не кричит перед кормлением;

к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребёнок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

к 1 году ребёнок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ

Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.

В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.

Итак логопед поставил вашему малышу диагноз.

Что же он обозначает.

Дислалия — это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Дизартрия — нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Ринолалия — это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Заикание — нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 — 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

Профилактика заикания:
— речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчётливой;
— нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
— не допускайте скандалов и конфликтов при ребёнке;
— избегайте психических и физических травм (особенно головы);
— не перегружайте ребёнка информацией и впечатлениями;
— не опережайте развитие ребёнка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
— не запугивайте ребёнка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
— не оставляйте ребёнка в качестве наказания в тёмном помещении, не бейте ребёнка;

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребёнка.
Особенности:
моторная алалия — ребёнок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия — ребёнок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

Мутизм — прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм — ребёнок не говорит вообще;
избирательный мутизм — своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;

Детский аутизм — состояние психики, при котором ребёнок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
— дети легко возбудимы и иногда агрессивны;
— часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то определённый вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;
— с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;
— для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
— более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
— речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
— ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
— речь детей с ОНР является малопонятной;

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка при ОНР:

1-ый уровень — полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
— словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
— при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» — это и кукла и девочка);
— часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) — сидеть, «пать» (спать) — кровать;
— такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
— многие звуки не произносятся;
— сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень
Особенности:
— достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
— используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
— нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
— в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
— неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
— упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
— словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
— неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
— слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
— звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
— нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

— негативные факторы в период беременности и родов;
— «педагогическая запущенность» — ребёнок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребёнком в целом;
— перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребёнка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
— частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
— наследственные факторы;
— снижение слуха;
— анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
— сосание пальца.